Руководство пользователя

Начало работы в электронном образовательнном ресурсе «Биология. 8 класс»

Данный продукт является электронным образовательным ресурсом (в дальнейшем ЭОР) и может быть использован как вспомогательное средство обучения.

Электронный образовательный ресурс разработан для отображения в браузерах Mozilla Firefox версии 61.0.1 и старше, в Microsoft Edge версии 44.17763.1.0 и старше.

Для работы в Mozilla Firefox ( Microsoft Edge), необходимо перейти в папку с ЭОР. Вызвать контекстное меню файла index.html и выбрать пункт открыть с помощью Mozilla Firefox ( Microsoft Edge).

К сожалению, по мере выхода новых версий браузера, часть функций, необходимых для корректной работы ЭОР, отключается. Поэтому для просмотра 3D-моделей необходимо эти функции включить. Для этого выполните следующие действия:

1. В адресной строке браузера набрать: about:config

2. Нажать кнопку – «Я принимаю на себя риск!»

3. В строке поиска набрать «security.file» и выбрать команду «security.fileuri.strict_origin_policy»

4. Поменять значение параметра на «false» (щелчок по параметру)

5. Перегрузить браузер

6. Открыть с помощью Firefox файл «index.html» (папка «Биология 8»)

Начальная страница электронного образовательного ресурса

Работа с электронным образовательным ресурсом начинается с главной страницы, на которой размещено название электронного образовательного ресурса, галерея с изображениями различных животных и иконки.

Рисунок 1.1 – Стартовая страница ЭОР

Для смены слайда в галерее необходимо нажать на изображение и переместить его влево или вправо (пролистнуть). Обратите внимание, что при установке курсора на изображение слайд-шоу, картинки не меняются.

В верхнем левом углу страницы размещается кнопка, при нажатии на которую откроется боковое меню, реализующее переход по содержанию ЭОР:

  1. На «Главную страницу»;
  2. На уроки и лабораторные работы;
  3. На страницу «Словарь биологических терминов и понятий»»;
  4. На страницу «Руководства пользователя»;
  5. На страницу «Методических рекомендаций».

Переход на начальную страницу первого урока осуществляется нажатие на кнопку навигации в правом нижнем углу.

Для просмотра информации об электронном образовательном ресурсе необходимо нажать на кнопку «Информация» в правом верхнем углу.

Также в верхнем правом углу находится кнопка «Словарь». При нажатии на неё осуществляется переход на страницу словарь биологических терминов.

Содержание электронного образовательного ресурса

Электронный образовательный ресурс «Биология. 8 класс», включает 33 урока-параграфа и 5 лабораторных работ и предназначен для проведения занятий по соответствующему предмету в среднем учреждении образования. Структура уроков типовая и ориентирована на основные этапы учебного процесса.

Пример «Главной страницы» урока можно увидеть на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Элементы на странице

В состав иконок верхней части экрана входят следующие элементы:

  • Кнопка «Главное меню», позволяющая осуществлять переход по урокам и лабораторным работам ЭОР, представлена на рисунке 1.3. При нажатии на данную кнопку открывается боковое меню, в котором сгруппированы по разделам интерактивные уроки. Для того чтобы перейти к какому-либо уроку, необходимо выбрать раздел, в котором он находится, а затем нажать на саму ссылку урока.

    Рисунок 1.3 – Кнопка «Главное меню»
  • Кнопка «Информация», осуществляющая переход на страницу руководства пользователя ЭОР, представлена на рисунке 1.4.

    Рисунок 1.4 – Кнопка «Информация»
  • Кнопка «Словарь биологических терминов и понятий», представлена на рисунке 1.5.

    Рисунок 1.5 – Кнопка «Словарь»
  • Кнопки навигации, находящиеся в нижней части экрана, предназначены для перехода на следующую и предыдущую страницы урока (см. рис. 1.5).

    Рисунок 1.5 – Кнопки навигации

Для удобства перехода по разделам урока в нижней части находится специальная навигационная панель. Она состоит из следующих пунктов:

  1. Раздел «Задачи урока». При нажатии на данный пункт осуществляется переход на страницу «Задачи урока».
  2. Раздел «Повторение». При нажатии на данный пункт осуществляется переход на страницу «Повторение», на которой располагаются ссылки на интерактивные тренаеры.
  3. Раздел «Изучение нового». При нажатии на данный пункт появляется раскрывающийся список ссылок на страницы раздела «Изучение нового». Чтобы закрыть раскрытый список необходимо еще раз нажать на данный пункт.
  4. Раздел «Закрепление». При нажатии осуществляется переход на страницу «Закрепления», на которой располагаются ссылки на интерактивные тренажеры.
  5. Раздел «Итоги урока». При нажатии на данный пункт выпадает раскрывающийся список ссылок на страницы раздела. Чтобы закрыть выпадающий список необходимо еще раз нажать на данный пункт.

Главная страница

Главная страница урока представляет собой галерею с изображениями различных животных и изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Галерея

Для смены изображения необходимо нажать на кнопки на галерее, рисунок 2.1.

Рисунок 2.1 - Кнопки для смены изображения

Также слайд можно сменить, нажав на изображение и передвинув его влево или вправо.

Задачи урока

На странице располагается текстовое описание задач урока и иногда ссылка на страницу «Интересные факты» (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Страница «Задачи урока»

Повторение

На странице располагаются ссылки на интерактивные тренажеры для закрепления пройденного учебного материала (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Страница «Повторение»

Начать работу с интерактивными тренажерами можно несколькими способами. Первый способ - начать с конкретной тренажера, нажав на кнопку «Задание».

Второй способ - начать проходить тренажер по порядку, воспользовавшись кнопкой навигации, расположенной в правом нижнем углу.

Изучение нового

В разделе «Изучение нового» располагаются страницы, содержащие в себе новый учебный материал, воспроизведенный в различном виде. В данной главе описаны основные виды представления информации на страницах раздела «Изучение нового», а именно:

  • Текст с картинкой
  • Интерактивные таблицы
  • Интерактивные схемы
  • Изображение со ссылкой на 3D–модель
  • Интерактивные модели
  • Видеоматериал
  • Картинка с аудиосопровождением

Текст с картинкой. Пример страницы показан на рисунке 5.

Рисунок 5 – Страница «Изучение нового»

Данная страница представлена картинкой и текстовым описанием. На странице имеется ссылка на слове «Зоология», подчеркнутая одинарной сплошной линией. При нажатии на нее откроется окно с определением данного термина, взятое из словаря. Пример представлен на рисунке 5.1.

Рисунок 5.1 – Окно с определением

Для выхода из открывшегося окна необходимо нажать на крестик в правом верхнем углу или на затемненную область экрана.

Также на странице «Изучение нового» расположены иконка и ссылка на страницу «Интересные факты». При нажатии на данную ссылку осуществляется переход на страницу «Интересные факты». Контент страницы чаще всего представлен изображением и текстовым описанием. Пример представлен на рисунке 5.2.

Рисунок 5.2 – Страница «Интересные факты»

На данной странице могут находиться ссылки, выделенные зеленым цветом и подчеркнутые одинарной сплошной линией. При нажатии на ссылку открывается окно с термином из словаря биологических терминов.

Интерактивные таблицы. Пример представлен интерактивной таблицей и изображен на рисунке 5.3.

Рисунок 5.3 – Пример интерактивной таблицы

При нажатии на блок, отображается текст с описанием данного блока. Пример представлен на рисунке 5.4.

Рисунок 5.4 – Пример описания блока Интерактивной таблицы

Блок, на который нажал пользователь, подсвечивается зеленым цветом.

Интерактивная схема. Страницы «Изучение нового» могут содержать различные интерактивные схемы.

Интерактивные схемы могут сопровождаться крутящимися галереями, ссылками на словарь биологических терминов. Пример представлен на рисунке 5.5.

Рисунок 5.5 – Интерактивная схема

Ссылки на страницах, обозначаются подчеркнутой, одинарной линией, при нажатии на которые откроется окно с термином из словаря биологических терминов.

Для перехода к следующему изображению в галерее, необходимо нажать на картинку, переместив влево или вправо.

Также страницы «Изучение нового» могут содержать схемы с маркерами, при нажатии на которые появляется дополнительная информация. Пример такой схемы представлен на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6 – Интерактивная схема

При нажатии на левый оранжевый маркеры, выпадает окно с текстовым описанием и изображением. Результат представлен на рисунке 5.7.

Рисунок 5.7 – Пример работы интерактивной схемы

Изображение со ссылкой на 3D–модель. На страницах «Изучение нового» часто можно встретить иллюстрации, сопровождаемые иконкой-ссылкой на 3D–модель. Пример на рисунке 5.8.

Рисунок 5.8 – Изображение со ссылкой на 3D–модель

При нажатии на иконку, открывается страница с 3D-моделью (см. рисунок 5.9).

Рисунок 5.9 – 3D–модель

Данную модель можно вращать в любом направлении. Для вращения модели не рекомендуется использовать две точки соприкосновения, например, два пальца руки, так как происходит увеличение масштаба страницы. Если произошло увеличение масштаба, необходимо обновить страницу, нажав F5 или на странице браузера в панели навигации нажать кнопку обновить.

Вращение модели осуществляется одним пальцем руки или специальной ручкой (стилус).

Интерактивная модель. Новый материал на страницах раздела «Изучение нового» может быть представлен в виде различных интерактивных моделей.

Одна из разновидностей используемых интерактивных моделей – это модель биологического объекта с мерцающими точками-подсказками.

На данной модели присутствует 3D–модель, обозначенная иконкой. Запуск 3D–модели описан в предыдущем пункте.

Рисунок 5.10 – Мерцающие точки

При нажатии на мерцающие точки появляется окно с дополнительным описанием объекта. Результат показан на рисунке 5.11.

Рисунок 5.11 – Пример выпадающего окна

Еще одной разновидностью используемых на страницах «Изучение нового» – это модели с подсветкой различных частей биологических объектов. Рассмотрим на примере параграфа 15. Каждый блок является ссылкой. Результат представлен на рисунке 5.12.

Рисунок 5.12 – Изображения с блоками

При нажатии на блок с названием части тела (например, голова) на картинке будет подсвечен соответствующий элемент строения членистоногих.

Повторное нажатие на текст с блоком подсветит все элементы строения.

Видеоматериал. На страницах «Изучение нового» могут размещаться видеоматериалы. Пример представлен на рисунке 5.13.

Рисунок 5.13 – Видео на странице изучение нового

Чтобы посмотреть видео, необходимо нажать на кнопку Play, расположенную в левом нижнем углу плеера. Кнопка представлена на рисунке 5.14.

Рисунок 5.14 – Кнопка «Запуск видео»

Изображение с аудиосопровождением. В разделе «Изучение нового» могут размещаться страницы с изображением и иконкой-ссылкой на аудиофайл (см. рисунок 5.15).

Рисунок 5.15 – Пример страницы с аудиосопровождением

Для того, чтобы прослушать звуковой файл, необходимо нажать иконку, расположенную в правом верхнем углу изображения. Изображение иконки можно просмотреть на рисунке 5.16.

Рисунок 5.16 – Иконка звукового файла

Чтобы остановить прослушивание, необходимо нажать на иконку, расположенную в правом верхнем углу изображения. Пример представлен на рисунке 5.17.

Рисунок 5.17 – Кнопка «Остановка аудиофайла»

Если на странице находится несколько изображений с аудиосопровождением, то запуск следующего аудио останавливает предыдущий.

Закрепление

Страница «Закрепление» представлена ссылками на тренажеры для закрепления, пройденного в разделе "Изучение нового» материала, и представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Страница «Закрепление»

Прохождение тренажеров осуществляется по нажатию кнопки «Задания», расположенных по центру страницы или кнопки навигации, расположенной в левом нижнем углу. Пример глава «Повторение».

Итоги урока

Итоги урока представлены страницами «Подведем итоги урока» и «Выводы».

Страница "Подведем итоги урока" содержит вопросы, на которые нужно дать устный ответ. Пример на рисунке 6.2.

Рисунок 6.2 – Страница «Подведем итоги урока»

Страница "Выводы" содержит предложения с пропущенными словами, обозначенными троеточием, а также ссылки на термины из словаря. Пользователю необходимо устно дать ответ (см. рис. 6.3).

Рисунок 6.3 – Страница «Выводы»

При нажатии на троеточие открываются пропущенные слова, которые выделены жирным шрифтом. Пример представлен на рисунке 6.4.

Рисунок 6.4 – Пропущенные слова

Виды тренажеров

В ЭОР «Биология. 8 класс» используются различные виды тренажеров:

  1. Ответить на вопрос. Данная тренажер на страницах «Повторение / Закрепление» обозначается иконкой (см. рис. 7).

    Рисунок 7. – Тренажер «Ответить на вопрос»
  2. Кроссворд. Тренажер на страницах «Повторение / Закрепление» обозначается иконкой (см. рис. 7.1).

    Рисунок 7.1 – Тренажер «Кроссворд»
  3. Вставить пропуски. Данный тренажер на страницах «Повторение/ Закрепление» обозначается иконкой (см. рис. 7.2)

    Рисунок 7.2 – Тренажер «Вставить пропуски»
  4. Отметь на изображении. Данный тренажер на страницах «Повторение / Закрепление» обозначается иконкой (см. рис. 7.3)

    Рисунок 7.3 – Тренажер «Отметь на изображении»
  5. Соединить пары, иконку тренажера можно увидеть на рисунке 7.4.

    Рисунок 7.4 – Тренажер «Соединить пары»
  6. Сортировка. Тренажер на страницах «Повторение/ Закрепление» обозначается иконкой (см. рис. 7.5).

    Рисунок 7.5 – Тренажер «Сортировка»
  7. Викторина с выбором одного ответа, иконка тренажера представлена на рисунке 7.6.

    Рисунок 7.6 – Тренажер «Викторина с выбором одного ответа»
  8. Викторина с выбором нескольких вариантов ответа. Данный тренажер на страницах «Повторение/ Закрепление» обозначается иконкой (см. рис. 7.7).

    Рисунок 7.7 – Тренажер «Викторина с выбором нескольких вариантов ответа»

Тренажер «Ответить на вопрос»

Интерактивный тренажер «Ответить на вопрос». Тренажер представляет собой вопрос, на который учащийся должен дать устный ответ (см. рис 7.8). Если учащийся затрудняется с ответом, можно использовать кнопку «Помощь».

Рисунок 7.8 – Тренажер «Ответить на вопрос»

При нажатии на кнопку «Помощь» появляется текст с ответом на вопрос ( см. рис. 7.9).

Рисунок 7.9 – Текст подсказки в тренажере «Ответить на вопрос»

В некоторых вопросах кнопка «Помощь» может содержать ссылки, которые подчеркиваются сплошной одинарной линией, при нажатии на которые откроется текст с дополнением к ответу.

Тренажер «Кроссворд»

Итерактивный тренажер «Кроссворд». Тренажер представляет собой горизонтальный кроссворд (см. рис. 7.10).

Рисунок 7.10 – Интерактивный тренажер «Кроссворд»

Для того, чтобы выбрать поле для ввода ответа, необходимо нажать на пустую клетку с номером или сам текст вопроса. Текст вопроса и поле ввода подсветится желтым цветом (см. рис. 7.11).

Рисунок 7.11 – Выбранное поле для ввода ответа в интерактивном тренажер «Кроссворд»

После того как пользователь выбрал вопрос для ввода ответа, необходимо ввести ответ с помощью экранной клавиатуры, расположенной под кроссвордом (см. рис. 7.12).

Рисунок 7.12 – Экранная клавиатура в интерактивном тренажере «Кроссворд»

Внимание! При работе с ЭОР на персональном компьютере экранная клавиатура отсутствует, ввод правильных ответов осуществляется с помощью клавиатуры персонального компьютера.

Ввод осуществляется нажатием на необходимые буквы алфавита (см. рис. 7.13).

Рисунок 7.13 – Ввод букв на виртуальной клавиатуре в интерактивном тренажере «Кроссворд»

Если пользователь при вводе ответа допустил ошибку, необходимо воспользоваться кнопкой удаления, расположенной на экранной клавиатуре в нижнем ряду последней кнопкой справа. Удаление производится не всего слова, а по одному символу.

При необходимости можно воспользоваться помощью, кнопка которой расположена в конце каждого вопроса и имеет вид голубого круга с вопросом в центре.

Для проверки правильности заполнения кроссворда необходимо нажать на кнопку «Проверить». Для сброса всех введенных вариантов ответов необходимо нажать кнопку «Сброс».

Правильные ответы подсвечиваются зеленым, неправильные - красным. Поля, которые были не заполнены, являются неправильным ответом (см. рис. 7.14).

Рисунок 7.14 – Отметка правильности ответов в интерактивном тренажере «Кроссворд»

Тренажер «Вставить пропуски»

Тренажер представляет собой область, в верхней части которой располагаются пропущенные слова в произвольном порядке, а в нижней части текст с местом для пропущенных слов (см. рис. 7.15). Размещать пропущенные слова в тексте можно в любом порядке.

Рисунок 7.15 – Интерактивный тренажер «Вставить пропуски»

Чтобы выбрать слово для вставки в пропущенную область, необходимо нажать на него, после чего выбранное слово подсветится (см. рис. 7.16).

Рисунок 7.16 – Выбор слова для перестановки в интерактивном тренажере «Вставить пропуски»

После того как пользователь выбрал слово для вставки, необходимо нажать на область куда пользователь хочет вставить слово.

Если пользователь неправильно вставил слово в пропущенную область и хочет убрать вставленное слово, необходимо нажать на крестик в правом верхнем углу области. После чего слово будет удалено из пропущенной области и вернется на первоначальную позицию в верхнюю область экрана.

Чтобы проверить правильность расставленных слов необходимо нажать кнопку «Проверить». Правильные ответы подсвечиваются зеленым, неправильные – красным (см. рис. 7.17). Если все слова вставлены правильно, пользователь получит сообщение об успешном выполнении задания.

Если пользователь решил начать проходить тренажер заново, необходимо нажать кнопку «Сброс». Слова вернутся на первоначальную позицию.

Рисунок 7.17 – Вывод результатов в интерактивном тренажере «Вставить пропуски»

Тренажер «Отметь на изображении»

Тренажер представляет собой изображение какого-либо биологического объекта, на котором синими маркерами отмечены части для опознания (см. рис. 7.18).

Рисунок 7.18 – Интерактивный тренажер «Обозначь части объекта»

Для того, чтобы получить список обозначенных частей, необходимо нажать на синий маркер (на персональном компьютере – навести курсор мыши на синий маркер). После чего появится выпадающий список, в котором необходимо выбрать правильное название указываемой части тела.

После того, как выбраны названия для всех отмеченных маркерами частей объекта, пользователь может проверить результаты, нажав кнопку «Проверить». Правильные ответы будут подсвечены зеленым, неправильные - красным (см. рис. 7.19).

Рисунок 7.19 – Проверка правильности ответов в интерактивном тренажере «Обозначь части объекта»

Если пользователь хочет пройти тренажер заново, необходимо нажать кнопку «Сброс».

Тренажер «Соединить пары»

Тренажер представляет собой набор из текстовых блоков и изображений. Пользователю необходимо поместить текстовый блок с правильной подписью на изображение.

Рисунок 7.20 – Интерактивный тренажер «Соединить пары»

Для того чтобы соединить пару – текстовый блок и изображение – необходимо нажать на текстовый блок, после чего он выделится светло-зеленым цветом, а затем нажать на изображение, к которому относится данный текстовый блок. Текстовый блок будет перенесен в блок к изображению.

Рисунок 7.21 – Соединение текстового блока и изображения в интерактивном тренажере «Соединить пары»

Если пользователь решил изменить вариант ответа, необходимо нажать на крестик в правом углу текстового блока.

После того как все подписи помещены на картинки, можно проверить результаты, нажав кнопку «Проверить».

Правильные варианты ответа будут подсвечены зеленым, неправильные - красным (см. рис. 7.22).

Рисунок 7.22 – Проверка правильности ответов в интерактивном тренажере «Соединить пары»

Если пользователь решил пройти тренажер заново, необходимо нажать кнопку «Сброс». Выбранные варианты ответов буду сброшены.

Тренажер «Сортировка»

Тренажер представляет собой сортировку по двум и более группам текстовых блоков с названиями каких-либо биологических объектов (см. рис. 7.23).

Рисунок 7.23 – Интерактивный тренажер «Сортировка»

В верхней части тренажера находится область, в которой появляются текстовые блоки с названиями различных биологических объектов. Для того, что отнести биологический объект к той или иной группе, необходимо нажать на область данной группы. После чего текстовый блок с названием биологического объекта исчезнет из верхней области и появится в области указанной группы, а в верхней части тренажера отобразится новый текстовый блок с названием.

Если пользователь хочет изменить вариант ответа, необходимо нажать на крестик в правом углу текстового блока. Текстовый блок вернется в верхнюю часть тренажера и будет доступен для сортировки.

После того как все текстовые блоки распределены, проверяем результат, нажав кнопку «Проверить».

Правильные варианты ответа будут подсвечены зеленым, неправильные - красным цветом (см. рис. 7.24).

Рисунок 7.24 – Проверка правильности сортировки

Если пользователь хочет сбросить все ответы, необходимо нажать кнопку «Сброс».

Тренажер «Викторина с выбором одного ответа»

Тренажер представляет собой викторина с набором вопросов, на каждый вопрос предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответов (см. рис. 7.25).

Рисунок 7.25 – Интерактивный тренажер «Викторина с выбором одного ответа»

Чтобы выбрать вариант ответа, необходимо нажать на кружок (радиопереключатель) или на сам текст ответа. После выбора варианта ответа, необходимо нажать на кнопку «Проверить». Правильный вариант ответа будет подсвечен зеленым цветом. Если в тесте несколько вопросов, то внизу тренажера будет располагаться кнопка «Продолжить».

Если пользователь хочет сбросить выбранный вариант ответа, необходимо нажать кнопку «Сброс».

Тренажер «Викторина с выбором нескольких вариантов ответа»

Тренажер представляет собой викторину с выбором нескольких вариантов ответов на один вопрос.

Рисунок 7.26 – Интерактивный тренажер «Викторина с выбором нескольких ответов»

Чтобы выбрать ответ, необходимо нажать на флажок слева от текста или сам текст ответа.

Если пользователь хочет сбросить выбранные варианты ответа, необходимо нажать на кнопку «Сброс».

После того как пользователь выбрал необходимые варианты ответа, нажимаем кнопку «Проверить».

Если в тесте несколько вопросов, то внизу тренажера будет располагаться кнопка «Продолжить».

Правильные варианты ответа будут подсвечены зеленым.

Рисунок 7.27 – Проверка правильности ответов в интерактивном тренажере «Викторина с выбором нескольких ответов»

Тренажер «Сопоставить названия»

Тренажер представляет собой изображение биологического объекта, на котором цифрами отмечены части, названия для которых надо определить из приведенного списка. В верхней части тренажера находится перечень названий частей биологического объекта, которые необходимо перенести в область справа от картинки, каждое название будет соответствовать обозначенной на картинке цифрой точке (см. рис. 7.28).

Рисунок 7.28 –Интерактивный тренажер «Сопоставить названия»

Для того чтобы выбрать элемент из приведенного перечня, необходимо нажать на него, выбранный вариант ответа подсветится.

После того как пользователь выбрал элемент, необходимо нажать на отмеченную цифрой блок, в который пользователь хочет вставить ответ.

Рисунок 7.28 – Сопоставление названия части объекта в интерактивном тренажере «Сопоставить названия»

Чтобы проверить результаты необходимо нажать на кнопку «Проверить», расположенную снизу под тренажером. Правильные ответы будут подсвечены зеленым цветом, неправильны - красным.

Для сброса сопоставленных ответов, необходимо нажать на кнопку «Сброс», расположенную снизу под тренажером.